сообщество литературных сайтов альманаха "гражданинъ"

Признание собственного поражения

Омоложение Союза писателей России – тема сложная и болезненная. В бездуховные 90-е была утрачена преемственность литературных поколений. Талантливая молодёжь предпочитала развивать не творческие возможности, а коммерческие. Как её осуждать? Ведь стихи и проза даже самого высокого качества не дают средств к существованию, а тем более – к материальному благоденствию. Союз писателей России пытается вернуть утраченное, привлечь к активной литературной работе перспективную молодёжь. Пять лет назад под его эгидой был создан Совет молодых литераторов. Им руководит прозаик и критик Андрей Тимофеев. На днях он выступил со статьёй на сайте «Российский писатель». Она и сейчас размещена на главной странице сайта. На мой взгляд, все члены Союза писателей России просто обязаны прочесть это очень спорное сочинение, поскольку речь в ней идёт о том, кто придёт нам на смену. Первым из астраханцев свою точку зрения сегодня публично выражает прозаик Максим Жуков. Его суждения тем более интересны, что он сам – из поколения Андрея Тимофеева. Такое ли уж оно «потерянное», это поколение, как любят его величать либералы?

Юрий Щербаков.

Публикация прозаика и литературного критика в должности руководителя Совета молодых литераторов при Союзе писателей России Андрея Тимофеева «О перспективах нашего «безнадёжного дела»» меня поразила в самое сердце.

Номенклатурный язык не позволил охватить её массовому читателю популярного интернет-портала «Российский писатель», в то время как темы в ней были затронуты очень серьёзные.

Я хорошо помню XV Съезд Союза писателей России. На нём царило сдержанное оживление. Сочинители, знакомые мне по газетам, журналам и телевизору, а также информационному пространству сети интернет разительно отличались от юных дарований слушаний в Химках, где я сражался за каждое слово о своей малой родине. Нахрапистые и изворотливые, склонные к мимикрии литераторы в московском институте культуры выступали против сохранения нравственных ценностей.

Свои наблюдения я конспектировал, лекции и обсуждения творчества записывал на диктофон, а потом отразил в «Стремлении к свету» на сайте «Литературной газеты». Резонанс последовал незамедлительно. Я тогда впервые прочувствовал на своей шкуре, что такое чёрный пиар.

Первое время следил за новостями не совсем понятных мне конъюнктурщиков, а потом о них как-то забыл, и вот, как гром среди ясного неба, да ещё от лица руководителя СМЛ вышла прелюбопытная публикация. Начиналась она в духе обычных отчётов, из которых я бы выделил основные заслуги, вверенной Тимофееву организации:

  1. У СМЛ появились отделения в 30 регионах России.
  2. По итогам Всероссийских Совещаний рекомендованы к вступлению в Союз около 120 молодых писателей.

От аплодисментов я воздержусь, хотя и не против свежей крови в сплочённых рядах «старой гвардии». Меня обескуражила упрощённая процедура принятия тех, на кого, по большому счёту, нельзя положиться. «Зачем «перекати-поле» в Союзе?». Для галочки? Или у Тимофеева оставалась надежда ликвидировать прорехи при регулярной смене состава? Судя по его словам, к исходу пятого года правления СМЛ, он расстался с этой мечтой. Хотя почему же мечтой? Андрей Николаевич не из таких. Он − не мечтатель, а – практик. И как таковой, твёрдо уверен в надёжности своих кандидатов. Сетует, что они не могут встать на учёт в местных писательских организациях. Его видение меня поставило в ступор.

Андрей Тимофеев − образованный человек, хорошо пишет и лучшей кандидатуры на его должность, наверное, не найти, но повременим пока с выводами. Вернёмся к его статье и найдём то, что, по идее, должно предшествовать выводам, а они идут строго за достижениями:

«Все (молодые) авторы достаточного художественного уровня и творческой зрелости (!!!) должны быть в Союзе писателей России, безотносительно их личных качеств, общественной позиции, хороших/плохих отношений с кем-то, безотносительно их высказываний (в том числе критических) о деятельности нашего Союза и т.д. Всё неважно, кроме профессионального уровня писателя».

О какой зрелости может быть речь? Испокон веков 40-их называли молодыми. Может, сейчас что-то изменилось – не знаю. Рассмотрим другой вопрос. Как брать чохом талантливых литераторов, не созвучных региональным отделениям? Они, ведь, пишут, в лучшем случае, о далёких вселенных, всяких там гоблинах и чертях. В Астрахани, когда обозначилась перспектива создания отделения СМЛ, молодёжь спрашивала: «А что мне дадут?». Так и хотелось задать встречный вопрос: «А что ценного написал, собственно, ты?». Талант – это критерий отбора для рукописи, сам человек рассматривается, как звено цепи. Отсюда – взаимопонимание и поддержка. Во всех смыслах слова – Союз. На чём он помимо этого держится? Изначальный фундамент, давно ставший главной традицией Союза писателей России − это нравственная позиция членов СПР. Об этом прямо говорится в уставе, но молодых писателей устав не волнует. Их творчество буквально кричит о тёмной стороне человеческой души и делает вызов писателям старшего поколения. Ладно, если это происходит по причине, указанной Тимофеевым:

«Мы находимся в сложной ситуации, когда между «отцами» и «детьми» – выпавшее поколение, когда нарушены естественные механизмы преемственности: и творческой, и организационной».

Но, когда понимаешь, что разрыв этот сократить никто не стремиться, начинаешь, как минимум, беспокоиться, читая:

«Один из руководителей региональной писательской организации сказал в публичной полемике в социальных сетях: «В нашем отделении нет проблем. Все, кто хотел, из организации вышел. А тем, кто остался, в ней хорошо». Не в моей компетенции давать оценки конкретным ситуациям в региональных организациях и нашей общей трагедии, связанной с тем, что крупные писатели даже вполне «наших» ценностей по тем или иным причинам остаются за бортом Союза».

Главная причина мне видится в кардинальном различии взглядов. Опытные писатели проделали сложный путь, чтобы оказаться в Союзе, они пришли для совместной работы, а не обстрелянные бойцы – ради собственной выгоды. Каждый второй хочет сразу что-нибудь получить, а не отдавать. И опять мы возвращаемся к уставу. Его хотя бы хоть кто-то из «бойцов левого фронта» читал?

Тимофеев мастерски обходит эти и другие скользкие темы и много говорит о самоопределении поколения «тридцатилетних», а так же − отсутствии у них профессиональных навыков организаторской работы. И, тем не менее, они стремятся решать большие задачи, какие не под силу самой СПР. Это меня настораживает. Тем более, что данным процессом руководят молодые и неопытные, каким когда-то являлся и сам Тимофеев. Сейчас он научился решать большие задачи с весьма спорной управленческой структурой случайных людей, вовлечённых в процесс под знамёнами сверхидеи. Его рассуждения носят сугубо технократический характер, на что и указал Вячеслав Лютый:

«Наверное, в этом ее ценность, поскольку организационные механизмы, прежде апробированные Союзом писателей России, сегодня работают со скрипом. В представленном алгоритме действий Совета молодых литераторов наиболее важную часть занимает молекулярное построение организации, которая однажды, судя по всему, заменит собой Союз писателей России, скинув с себя, как будто обветшавшие, одежды идей, призвания, нравственного содержания поступков, наконец, общей памяти — общей для старшего и молодого поколения.

Уже сейчас художественная содержательность и идейная оснастка СМЛ вызывают множество вопросов. Из них, пожалуй, самый главный: какой представляет Россию молодой автор, как он соотносит себя с прежним устройством общества  недавним и давним  и какой он видит возможную эстетику художественного воссоздания окружающего его социума. <>. Во всех рассуждениях Андрея Тимофеева совершенно отсутствует понимание литературы, как нерукотворного искусства слова. Но наглядно представлен цех по производству, фигурально говоря, литературных шуруповертов, литературных чайников, литературных пластиковых окон… Отсутствует сам дух литературы и её волшебство, но осязаемо представлен хорошо организованный завод, выпускающий так называемые «литературные тексты», соотносимые очень даже неплохо со всеми иными материальными и информационными предметами, наполняющими современный социум».

Склонен думать, Андрей Тимофеев свыкся с тем, что если такая литература востребована, её следует продвигать. А что если нам её навязали? Все книжные магазины пестрят ширпотребом, уже сейчас классическая литература занимает скромную нишу, а действительно хорошие книги современников − верхние полки. Читателей с распростёртыми объятиями встречают недалёкие фэнтези, кровавые боевики и сопливые истории о всём, что угодно, но только не о том, что происходит в стране. Отсюда и снижение спроса на литературу.

«В стране, где регулярно читает лишь половина граждан (большинство из которых старше 60 лет), где выпускник школы слабо представляет, что написали Достоевский и Толстой, а государство самоустранилось от распространения литературы, Союз не может не заниматься активной деятельностью в этом направлении» − гнёт свою линию Тимофеев.

Вот он, оказывается, где корень зла! Сам Союз писателей России не занимается популяризацией классиков. Но поскольку я состою в его рядах уже более трёх лет, с уверенностью могу сказать – эта работа ведётся, и очень серьёзная, правда, всё по старинке: проходят творческие мероприятия, концерты, организуются литературные премии видных писателей. И Пушкин, по крайней мере, у нас в Астрахани, не забыт. На электронную почту стучатся всякие предложения, как например, опубликоваться в мультимедийном альманахе «Не Пушкин», но подобное коробит мне сердце, травмирует душу. Астраханская область стала одним из триумфаторов всероссийского конкурса «Самый читающий регион». Наряду с республикой Татарстан и Санкт-Петербургом мы вошли в тройку лидеров. И всё – благодаря местной администрации и титаническим усилием регионального отделения Союза писателей России. Наш опыт весьма показателен, потому что ничего сверхъестественного мы не предлагали. И к этому я бы призвал и СМЛ, который постоянно старается прыгнуть выше головы.

У них запущены радио-программа «Пролиткульт», видео-новости о литературных событиях, ведётся работа с молодёжью. Разрабатывается идея геймифицированного литературного портала, где молодой человек мог бы в игровой форме ознакомиться с современными авторами. Фестивали, выступления, премии, различные пиар-акции направлены на популяризацию литературы. Всё это не может ни радовать. Но упомянутое ранее «Всё неважно, кроме профессионального уровня писателя» сводят на нет потуги Совета молодых литераторов, которые не хотят видеть работы основного Союза. Они живут, будто, в собственном мире. Даже от политики решили уйти. Здесь уместна цитата из комментария Г.И. Блехмана : «…вспомнил известную фразу <…> Шарля Монталамбера : «Если вы не займётесь политикой, то политика займётся вами»». Низкопробная литература давно стала нормой, она противостоит весомым трудам «отцов», что и следует из статьи Андрея Тимофеева. Противостояние обещает быть жарким.

«Если бы все мы знали пять лет тому назад, что молодыми авторами, вступающими в Союз писателей России, будет поставлен вопрос о ненужности наполнения современной литературы идейными борениями и утверждениями, об избыточном присутствии нравственного и духовного кодекса в каждом писательском творении, какое бы решение стало судьбоносным для Совета молодых литераторов Российской Федерации? Конечно, эти слова и формулировки в буквальном смысле не найти в меморандуме Тимофеева, но они составляют его неотъемлемую идеологическую платформу» − подчёркивает всё тот же Лютый.

Я готов подписаться под каждым его словом. Меня, как участника самого первого пробного шара от объединения конъюнктурщиков эта перспектива не радует. Сразу встают вопросы: «Что делать?», «Как быть?». Но пока эти острые темы обходит читающая элита «Российского писателя», воз остаётся на прежнем месте. Огорчает молчание руководства СПР. Молодые писатели стремительно выходят из-под родительского крыла и уже занимают руководящие должности. «Старики» уходят. Или бегут? Неужели о таком обновлении мы мечтали? У меня кровь стынет в жилах при домысливании перспектив укрепления позиций СМЛ. А Тимофеев только подливает масла в огонь, заверяя, им нужно больше свободы. Да куда уж больше? Очнитесь. Задумайтесь, куда ведёт вектор развития «тридцатилетних». Надо срочно что-то решать. И сам Андрей Тимофеев, приходя к этой мысли, выносит вопрос о роспуске своей организации в самое начало публикации. Тимофеев с каждым годом теряет своих «генералов». Проект не финансируется и, как мне кажется, зашёл в тупик. Да и молодёжь повзрослела. Так что самое время убрать из «Перспектив нашего «безнадёжного дела»» кавычки и признавать собственное поражение.

30

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Максим Жуков

365
Комментарии: 2Публикации: 15Регистрация: 13-10-2021

Поделиться в соцсетях

Подписаться
Уведомить о
7 комм.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Геннадий Ростовский
26.10.2021 21:20

Хорошая острая дискуссионная статья на злободневную тему.
Максим, Вы. на мой взгляд. немного поспешили с её публикацией здесь. В том смысле, что, возможно, редакция альманаха могла бы её опубликовать в нашем пятом ноябрьском номере. Впрочем. как знать…

0
LeoSilvio
Ответить на  Геннадий Ростовский
26.10.2021 23:58

Для более широкого освещения можно её дать в 5 номере.

0
Геннадий Ростовский
27.10.2021 07:47

И вот ещё что добавлю. Обновление СПР за счёт молодых сил, конечно, необходимо. Старая гвардия не вечна. Но делать это чохом, скопом нельзя. И как бы ни был талантлив молодой автор, его гражданская позиция важна. На СПР свет клином не сошёлся. Есть другой писательский союз. возглавляемый мой землячкой, уроженкой Знаменска Василенко Светланой. Изначально либеральный. Вот в него и пусть направляют свои стопы молодые дарования из числа тех. чьи нравственные качества размыты, гуттаперчевы и меняются в зависимости от внешних обстоятельств. Тем, кто исповедует либеральные ценности, в СРП широко распахнут объятья…

0
ptizelov
29.10.2021 06:32

Когда-то Сталин сказал (в ответ на сетования что писатели де безыдейные и т.д.) — «Других писателей у меня для вас нет».
Но. Все были собраны под одну крышу. И многие впоследствии стали яркими писателями советской эпохи. Многие переросли дурь свою. Приняли реальность. К тому же все получили социальную защиту, и те кто писал хорошо, и те, кто писал не очень хорошо. Поощрялось сотрудничество. Воспитывались новые кадры. Все были, так сказать, под присмотром. Бомжей и фриков не стало — среда свое дело все равно делает. И человеческая, и информационная. Да и обстоятельства учат.
Единственная — и самая болезненная — вавка писательских организаций — это то что их, писателей, надо друг от друга защищать. Ибо сожрут друг друга, задавят и завалят доносами на «недостаток патриотизма» и так далее. Найдут за что. В этой тусовке люди друг друга редко жалеют — зависть, влияние… Но тем не менее, как-то и с этим поборолись. Хотя привычка к каннибализму до конца так и не была искоренена.
И вот сейчас — опять то же самое начинается. Делить на тех и этих. Эти будут сознательными. А несознательные? Куда они пойдут и чем будут заниматься? И кто им «протянет руку помощи»? Как показывает практика — вражье племя моментально ориентируется в этом вопросе и «помогает», да так, что потом люди впахивают на чужую идеологическую повестку, как зомбики.
Я согласен с Тимофеевым. Наверняка, человек не злобный и мудрый. Еадо собрать все эти цветы-травы в один сад. И потом уже заниматься селекцией. А не выяснением кто кого больше патриот и кто круче прессовать других имеет основания.
Я художник, я так вижу (с) — шутка. А вот все эти союзы эти, которые с 90х как грибы где попало росли, ликвидировать к чертовой бабушке и возродить централизованную систему. С филиалами. С благами, которые способствуют творчеству и облегчают решение бытовых вопросов (например, многие писатели — и бомжуют, и пьют, и болеют, и нищенствуют, и т.д.) Но — чтобы центр был единый. Тогда и попасть в Союз будет делом мастерства и престижа. Ответственность будет. И благодарность. У большинства. Потому что большинство инертно и ведет себя соответственно погоде. Ну не модно быть либералом — и не будут. Остается 10 процентов тех, кто при любом режиме и раскладе смотрит в лес, сколько ни корми. Но такие всегда были и есть — их тоже лучше держать в поле зрения и следить, так сказать, за их руками.
Когда о тебе государство заботится — у многих уйдет привычка плевать в сторону своей страны. Конечно, будут и неисправимые, но могила всех исправляет рано или поздно. Главное, чтобы те кто вслед придет — приходили к пониманию, где живут. А понимание — это процесс. И для многих это и время, и муки всякие — творческие и нетворческие. В общем, жизнь объясняет самые сложные вопросы бытия. Главное, чтобы эти процессы не были оставлены на произвол судьбы.
А нет — будут «Демьяны Бедные» заправлять, топтаться по людям и бить себя в патриотическую грудь, сплевывая под ноги менее целеустремленным, так сказать, литсобратьям, уродуя родную речь и добивая не менее родную литературу.
И судя по всему, это уже началось.

0
ptizelov
Ответить на  ptizelov
29.10.2021 12:24

А может, я и ошибаюсь — может, Тимофеев просто пошел на компромисс с этими «новыми сверхчеловеками». Тогда дело действительно — дрянь. Эти — сотрут и язык, и ценности, и традиции.

5
ptizelov
Ответить на  Максим Жуков
22.11.2021 00:05

Прочел. Да-а-а… Вот потому держусь подальше от всех этих СПР и прочих грибниц эпохи 90х. Даже не представляю, что с этим можно будет сделать — тут такая стена… не прошибешь.

0
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля