В деле Павел Крусанов, Александр Пелевин, Герман Садулаев, Анна Долгарева, Алексей Колобродов и другие авторы
Последние годы казалось, что в литературном мире никого переворота произойти не может. Издательства давно «попилили» востребованных авторов, книги выпускаются, а во главе литературных премий и толстых журналов крепко засели ждуны, которые, не подавая вида, всеми силами продвигают авторов, настроенных по отношению к государству, родной стране и людям в ней, мягко говоря, не слишком уважительно. Многие удивлялись, как могут быть в России обласканы Светлана Алексиевич*, Григорий Чхартишвили**, Дмитрий Быков*, Людмила Улицкая* и другие авторы, пишущие про страну, в которой живут, с плохо скрываемым презрением (в романе «ЖД» один из героев так описывает «коренное население» России: «Русские вели себя так, как только и может вести себя некоренное население на чужой земле. Главное, что у вас происходит, – истребление и колонизация народа при том, что никакого прогресса в собственном смысле при этом нет»). К примеру, одной из крупнейших в стране литературных премий «Большая книга» руководил Георгий Урушадзе — человек антироссийских взглядов: теперь он осудил СВО, уехал и издает книги про президента Украины.
Так работало годами.
И только старт СВО сдвинул тектонические плиты. В стране начали выходить — пока в основном на добровольных началах — сборники Z-поэзии и прозы (серия «КПД»), а все, кого подозревали в русофобии, сбросили маски: Быков* собрался спонсировать ВСУ и работать на Украину, Улицкая* уже приступила к поддержке украинской армии, Чхартишвили** поддержал тезис «хороший русский — мертвый русский» и проч.
Вслед за разоблачением икон «шестой колонны» (это те, кто не поддерживает СВО, затихарились и сидят, как ни в чем не бывало ожидая, что все «рассосется») пришло время и смены элит в литературной номенклатуре. Именно такую задачу ставит перед собой «Союз 24 февраля» — созданная известными российскими писателями и критиками организация: кардинальная смена правил игры в издательской отрасли, книжной торговле, пропаганде литературы и даже образовании.
20 марта «Союз 24 февраля» собирает пресс-конференцию по поводу опубликованной программы организации, под которой подписались звезда СВО-поэзии и волонтер Анна Долгарева, поэт Игорь Караулов, финалист «Большой книги» и «Нацбеста» Павел Крусанов, чеченский автор, лауреат премии «Ясная поляна» Герман Садулаев, лауреат «Нацбеста» Александр Пелевин, драматург и сценарист Ольга Погодина-Кузмина, критики Алексей Колобродов (Саратов), Вадим Левенталь (Санкт-Петербург), Олег Демидов (Москва), Андрей Рудалев (Северодвинск) и многие другие.
— Мы — та часть писательского сообщества, которая сохранила верность своей стране; мы пришли в литературу не ради зарубежных грантов и поездок; мы из тех, кто сохраняет и развивает русскую словесность с любовью и болью за свое Отечество; кто готов работать на благо государства в самых трудных, зачастую опасных обстоятельствах, — указано в манифесте. — Считаем, что необходимо остановить деятельность «фестивального либерального катка» и вместо этого сосредоточиться на поддержке региональных инициатив в области книжных событий. Подготовка и проведение таких мероприятий должны быть доверены людям книжной культуры, заинтересованным в продвижении идей служения Родине, патриотизма и здорового традиционализма.
Ожидаемая реакция из-за границы уже пошла. Выпускающий панегирики про Владимира Зеленского писатель Дмитрий Быков*, книгами которого еще недавно были заставлены все полки книжных магазинов России (а колонками — все печатные и сетевые СМИ), во время стримов на полном серьезе опасается того, что «какой-то там Рудалев и, прости господи, Ватутина», к которым «относились с понятным снисхождением», как к «голосу низов», начнут «вытеснять всех остальных».
Блогер Анастасия Миронова сравнила новый «Союз» с РАПП (пародией на который в «Мастере и Маргарите» стал МАССОЛИТ) и напомнила, что некоторые члены «Союза 24» работали в одной из крупнейших в России премий «Национальный бестселлер» и даже лоббировали «своих». Однако бывший ответсек «Нацбеста» Вадим Левенталь ответил, что премия вручалась при совершенно иных обстоятельствах.
— Премия «Нацбест» появилась тогда, когда главной [литературной] премией считался «Русский Букер», учрежденный англичанами и финансировавшийся Михаилом Ходорковским, — написал филолог. — Когда любая условно патриотическая мысль была скандалом. «Нацбест» был скандален, потому что патриоты допускались к участию наравне с либеральным мейнстримом, а не отсеивались с порога. Именно поэтому будущие иноагенты вроде Линор Горалик* писали гневные открытые письма с требованием убрать их книги из этого красно-коричневого конкурса (так же было потом и с книгами Захара Прилепина в «Редакции Елены Шубиной» — Авт.).
* признан Минюстом РФ иноагентом
** внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27580.5/4905056/